Доступная среда

Доступная среда

 

В ГКОУ «школа-интернат для глухих детей» созданы специальные условия для организации образовательного процесса, проживания обучающихся инвалидов по слуху.

В школе имеются специализированные кабинеты:

- учителя-дефектолога;

- педагога-психолога;

– 6 кабинетов учителей слуховой работы.

- игровые классы: «Наутилус», «Джунгли»


Для организации образовательного процесса и коррекционно-развивающих занятий используется специализированное оборудование:

 Для информирования и дублирования словесной информации:

В школьных рекреациях и столовой размещены восемь электронных табло с бегущей строкой. Табло информируют ребят о начале урока, о начале и окончании перемены, транслируются различные объявления.

В рекреациях 1-го этажа размещены 4 ЖК-панели, дублирующие информационные объявления, страницы школьного сайта дополнительную информацию для обучающихся и родителей.

Для обеспечения доступа детей-инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата установлен пандус на боковом входе в школу.

 

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ.

 

Одним из основных направлений коррекционно–развивающей работы является формирование у глухих детей восприятия и воспроизведения устной речи, а также восприятия неречевых звуков окружающего мира, включая музыку, что является важным условием наиболее полноценного развития личности, овладения обучающимися коммуникативными, предметными и социальными компетенциями, их социальной адаптации и интеграции в обществе.

Развитие у обучающихся слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны осуществляется в ходе всего образовательно – коррекционного процесса в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды при обязательном постоянном использовании электроакустической аппаратуры различных типов коллективного и индивидуального пользования (FM система Amigo, индивидуальные слуховые аппараты, слухоречевые тренажеры Соло-01).

Во внешкольное время в условиях семейного воспитания глухим детям также рекомендуется систематическое пользование индивидуальными слуховыми аппаратами, что способствует их более полноценной ориентации и адаптации в социокультурном пространстве, включая развитие навыков устной коммуникации.

Ученики, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации, которым медико-психолого–педагогическим комиссией рекомендовано на определенный период обучение по стандарту 1.2 или 1.3 для глухих детей, пользуются кохлеарным имплантом и, при соответствующем медицинском назначении, индивидуальным слуховым аппаратом, что обеспечивает бинауральное восприятие. Работа по развитию их слухового восприятия и произносительной стороны речи строится с учетом рекомендаций для данной категории обучающихся.

Основой формирования устной речи является создание единой системы слухо–зрительно-кинестетических связей, предусматривающей активное речевое поведение детей в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды, которое проявляется в желании и умении глухого школьника вступить в речевой контакт со взрослыми и сверстниками. 

Одним из важных условий обучения устной речи является развитие речевого слуха, который формируется в процессе специальной работы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса.


«Коррекционно – развивающая работа» представлена единым блоком обязательных специальных (коррекционных) занятий:

  • формирование              речевого слуха                  и            произносительной   стороны     устной        речи

(индивидуальные занятия);

  • музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия);
  • развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи (фронтальные занятия). 
  • Социально-бытовая ориентировка

Основные задачи индивидуальных занятий включают формирование речевого слуха, создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи, обучение произношению, формирование самоконтроля произносительной стороны речи, умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (соответствующее выражение лица, позу, пластику и др.), что в известной мере облегчает понимание речи глухих детей. Кабинеты индивидуальной слуховой работы оснащены современными логопедическими программами: Видимая речь, Программно-дидактический комплекс Мерсибо «Логомер 2», Логопедический тренажер «Дедьфа 142.1»

Основные задачи музыкально – ритмических занятий включают эстетическое воспитание обучающихся, их приобщение к различным видам музыкально – ритмической деятельности, целенаправленную коррекцию и развитие двигательной, эмоционально – волевой и познавательной сфер, слухового восприятия и произносительной стороны речи, обогащение общего и речевого развития, воспитание творческой личности. У глухих детей формируется и развивается восприятие характера музыки, доступных элементарных средств музыкальной выразительности и тембровых отношений (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов). Они знакомятся с известными музыкальными произведениями, учатся с помощью словесной речи характеризовать прослушанную музыку, узнают имена композиторов, исполнителей, музыкальные театры и концертные залы. Тем самым глухие дети приобщаются к мировой культуре, общечеловеческим духовным ценностям. На музыкально - ритмических занятиях у обучающихся также формируются правильные, координированные, выразительные и ритмичные движений под музыку, глухие дети овладевают декламацией песен под музыку в ансамбле (под аккомпанемент и управление учителя), навыками игры на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Важное значение придается совершенствованию навыков слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны (при использовании фонетической ритмики и музыки). Приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности и устной коммуникации обучающиеся применяют в учебной деятельности и при реализации различных проектов содержательного досуга, в том числе совместного со слышащими сверстниками.

На фронтальных занятиях по развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи у глухих детей формируются базовые сенсорные способности, необходимые для более полноценного развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний. На фронтальных занятиях по развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи ведется целенаправленная работа по развитию у обучающихся слухозрительного      и     слухового     восприятия устной речи, закреплению произносительных навыков ( при реализации преемственности с индивидуальными занятиями). Особое внимание уделяется работе по развитию слухового восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной структуры речи обучающихся. Тем самым на занятии объединяется работа по развитию восприятия неречевых звучаний и восприятия и воспроизведения устной речи и это способствует тому, что развивающиеся у учеников возможности слухового восприятия неречевых звучанийоказывают положительное влияние на развитие у них умений более осознанно вслушиваться в элементы ритмико – интонационные структуры речи, что важно для активизации овладения их воспроизведением обучающимися, что используется в различных видах деятельности, в том числе организуемой совместно со слышащими детьми. 

Основной целью курса социально-бытовой ориентировки (СБО) является реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся. Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии глухих детей и их нормально развивающихся сверстников.

 Специальные (коррекционные) предметы ведут учителя, имеющие высшее сурдопедагогическое образование и высшее специальное профессиональное, соответствующее профилю образовательного учреждения. Учитель музыкально–ритмических занятий имеет специальное профессиональное образование, соответствующее профилю образовательного учреждения, и определенную подготовку, позволяющую исполнять музыкальные произведения, представленные в программе, проводить работу по формированию у детей различных видов музыкально – исполнительской  деятельности.

Работа по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи и ее произносительной стороны обязательно проводится на протяжении всех лет обучения на уроках, фронтальных занятиях, в различных видах внеурочной деятельности. При этомучитывается, что основным способом восприятия речи обучающимися на уроках и фронтальных занятиях является слухозрительный (с помощью средств электроакустической коррекции); при затруднении учеников в восприятии речевого материала используются письменные таблички или устно – дактильная речь при обязательном устном повторении учителем данного речевого материала.

Упражнения по развитию восприятия речевого материала на слух органически входят в содержание уроков и фронтальных занятий, мотивированы ходом учебно- воспитательного процесса. Особое внимание уделяется специальной отработке восприятия (слухозрительно и на слух, исключая зрение) и воспроизведения речевого материала, связанного с основным содержанием уроков и фронтальных занятий, - тематической итерминологической лексики, а также лексики, связанной с организацией деятельности.

На всех уроках, занятиях, во внеурочное время ученики систематически и целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи. В условиях слухоречевой среды при постоянном использовании различных средств электроакустической коррекции формирование произносительных навыков учащихся осуществляется при использовании информального и специального путей обучения.


 

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!