МКС(К)ОУ школа-интернат для глухих детей

Иногда для того, чтобы преобразовать
свою жизнь нам не хватает только воображения,
а для того, чтобы в процессе преобразований
ничего не сокрушить — интеллигентности.


ТЕАТР в русской традиции всегда был
той самой ШКОЛОЙ, где воспитывались
цивилизованные (культурные, интеллигентные,
с развитым воображением) люди.


(Казарновский С. З., Заслуженный учитель России,
Директор Государственного образовательного учреждения
Центр образования № 686 «Класс — Центр»,
лучшая школа России 2007)



ШКОЛА — ТЕАТР — ДОМ

Программа подготовлена авторским коллективом структурного подразделения Театр-студия «Пиано» МКС (К) ОУ Школы-интерната для глухих детей под руководством директора школы, художественного руководителя и режиссера театра «Пиано», заслуженного работника культуры РФ Чикишева В.Н.

В основных принципах и направлениях данная программа является синтезом многолетнего опыта нижегородской школы-интерната для глухих детей и практики успешного применения современных арт-методик Театра «Пиано». Согласуется с базовыми положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Необходимость создания этой программы продиктована специфическими особенностями целевой группы воспитанников коррекционной школы-интерната для глухих детей.

Большая часть воспитанников школы-интерната не просто лишены слуха: часто потеря слуха связана с пережитым в раннем детстве серьезным заболеванием. У детей, составляющих контингент школы, как правило, есть другие диагнозы и ограничения в развитии разной степени. Если точнее, затруднённость интеллектуального развития в результате дефицита слуховой, и не только слуховой информации.

Каждый из этих детей имеет свой индивидуальный интеллектуальный и творческий ресурс, и задача школы — максимально учесть все эти индивидуальности с тем, чтобы выработать особые методы и технологии обучения-воспитания, оптимальный режим жизни. Потому что для детей, которые большую часть времени проводят в школе-интернате, школа действительно должна стать еще и семьей, осуществляя самым серьезным образом все связанные с семейным воспитанием функции.

Отсюда идея программы: школа-театр-дом.

Очевидно, что в нашей коррекционной школе базовое образование, является необходимым. Но именно навыки прикладного творческого труда, освоенного по программе дополнительного образования, могут приблизить к получению профессии, полноценно включить в процессы социализации.

На наш взгляд, дети, имеющие дефицит определенных информаций, должны иметь возможность максимальной компенсации этого дефицита средствами, доступными для их восприятия. А это требует особых приемов, методик и технологий. Лучше всего для решения этих задач подходят креативные игровые технологии, разработанные в соответствии с достижениями передового мирового педагогического опыта, в том числе, успешно развитые театром «Пиано».

Инновационные особенности авторской методики

Методики и технологии, активно применяемые в театральной педагогике, основаны на игре и направлены на поиск личностной мотивации ребенка к самостоятельной творческой деятельности.

Для детей, чей интеллект угнетен недугом, особенно актуален путь развития — «от образа к осмыслению». Для неслышащих детей — первый, родной язык — не вербальный, не словесный. Для них родным и основным служит язык визуальных знаков, телесно-пространственных отношений с миром, язык возникающих в таком соприкосновении понятий-символов. И для них, естественно, более логичен путь развития «от образа — к слову, к речи».

Наша программа предполагает активное использование театрально-педагогических методов и технологий в общеобразовательном процессе, когда учителя владеют средствами невербального воздействия, умеют вовремя переключать внимание воспитанников на актуальные сферы деятельности и бережно влиять на самые различные отделы сознания: чувства, воображение, внимание, память, мышление, волю.

Такой подход к обучению-воспитанию объединяет в едином процессе общее, дополнительное, корректирующее и творческое образование. Методы обучения и воспитания соотносятся с едиными критериями и формируют целостное восприятие мира — гармоничный и полноценный ОБРАЗ мира и отношений между людьми.

Архитектоника и структура образовательного пространства

Программа предполагает создание принципиально новой структуры: объединённого обучающего, корректирующего-компенсаторного и развивающего пространства.

Это пространство, в котором объединены и взаимно интегрированы
школа-театр-мастерские-дом.

Структура, в которой через ежедневное обучение (школа), внутри постоянного нахождения и проживания (дом-интернат), через игру в театр и освоение специализированной художественной культуры (околотеатральные мастерские по прикладным видам творчества) в контексте общего развития (базовая программа с дополнительным и коррекционным образованием) происходит процесс обживания и окультуривания ребенком мира. Происходит приобщение его к различным языкам культуры. Постоянно происходит социализация, базой которой становится театральная культура как специфическая область, где средствами искусства осваиваются многие проблемы жизни, где дети обучаются через проблемные ситуации и культурно-антропологический взгляд на мир — новому качеству жизни.

Дополнительное компенсаторное и развивающее образование опирается на многолетний опыт театра «Пиано» по развитию творческих и интеллектуальных способностей через театральную деятельность. Театр, в котором играют дети, представляет собой модель успешной социализации через самый широкий спектр творческой деятельности, связанный с «производством» спектакля.

Дело в том, что кроме собственно сценического представления, которое разыгрывают актеры, в создании спектакля принимают участие художники, портные, гримеры, бутафоры, дизайнеры, осветители, режиссеры, сценаристы, фотографы.

Все это виды деятельности, доступные для неслышащих детей. И развитие навыков по этим видам деятельности в дальнейшем может стать основой для получения профессии. Таким образом, в спектакле, как «продукте» коллективного творчества, может принять и принимает участие практически вся школа-интернат. И гордиться успехом такого спектакля может вся школа. А поскольку спектакль и задуман, и создается для дальнейшего показа и восприятия зрителями на самых различных площадках, включая крупнейшие международные фестивали и конкурсы, можно говорить о примере эффективной модели социализации.

Мастер-классы, которые проводят сами воспитанники школы-интерната для учеников 129 «Школа-Театр-Дом» различных школ, лицеев, гимназий, для студентов и педагогов ВУЗов наглядно показывают, что само общество нуждается в уникальном опыте театра «Пиано».

Кроме театральной деятельности, с таким же успехом можно развивать направления дополнительного образования в области художественного творчества, лепки, прикладных видов ремесел, циркового искусства, спорта и туризма.

На основе достижений современной медицины, новых медицинских технологий необходимо осуществлять возможную коррекцию диагноза. На основе технологий игровых, арт-педагогических, в том числе уникальных авторских методик, нужно налаживать мощное компенсаторное и развивающее воздействие. В нашем случае это не механизм, как принято говорить, не схема, а развивающее, активное пространство: школа-театр-мастерские-дом. Смысловое и культурное поле школы может быть и должно быть предельно насыщенным и конденсированным. С пластическими и визуальными искусствами неслышащим детям можно и необходимо взаимодействовать непрерывно. Музыку и поэзию можно не только слышать. Если ими пронизано и насыщено пространство - ими можно дышать. Ритмическое и энергетическое поле всех искусств едино, и задача педагогов – сделать школу этим информационным полем. Пространством-органом подобной целебной концентрации.

Таким образом, настоящая программа — это программа единого образовательного пространства. Она включает в себя обобщение уже созданной творческо-педагогической системы, авторскую инновационную методику и предполагает развитие эмоциональной природы человека.